…В 1874–м Пётр Ильич Чайковский пишет первый русский фортепианный концерт, ставший впоследствии его визитной карточкой — «Концерт для фортепиано с оркестром №1 op. 23», который узнаётся с первых пяти… нет, трёх нот. Чайковский, увлечённый в этот период историей России, народной музыкой — использует для концерта украинские народные темы. Позднее, Пётр Ильич напишет: «Слушал лирное пение слепых. Оно называется лирным по названию аккомпанирующего инструмента — лира, которая, впрочем, с античной лирой ничего общего не имеет. Замечательно, что все слепые певцы в Малороссии поют один и тот же вечный напев и с тем же наигрышем. Я отчасти воспользовался этим напевом в первой части моего фортепианного концерта». В финале концерта узнаётся украинская песня «Выйди, выйди, Иваньку». Композитор посвящает произведение Николаю Григорьевичу Рубинштейну, своему учителю, и надеется на первое исполнение им концерта. Рождественским вечером 74–го он играет Рубинштейну фортепианную партию, но получает категорическую отповедь: Концерт чрезмерно сложен и неудобен для исполнения! Чайковский отказывается изменить хоть одну ноту, вычёркивает Рубинштейна из посвящения. Только 25 октября 1875 года состоялось первое исполнение первого русского фортепианного концерта в Бостоне, в исполнении Ганса фон Бюлова и оркестра Бенджамина Ланга. Бюлову же, известному немецкому пианисту, и был окончательно посвящён Концерт №1. Рубинштейн позднее пересмотрел своё отношение к Концерту и часто исполнял его, да и Чайковский сделал несколько редакций произведения.
16 октября 1893 года, когда состоялась премьера Шестой симфонии, Чайковский дирижировал оркестром и включил в программу свой Первый концерт. Концерт для фортепиано с оркестром №1 op. 23 стал прощанием композитора с русской публикой — через девять дней Петра Ильича не стало.
Хотел бы обратить ваше внимание и на канал ClassicalExperience, использованный в качестве источника записи.