Книга из серии "Зарубежная музыка: Мастера XX века" посвящена Богуславу Мартину. Настоящая работа является первой попыткой создания монографии о Мартину на русском языке, по возможности полно освещающей этапы его жизненного пути. Творческий облик композитора дан на основе анализа наиболее значительных его произведений различных жанров с акцентом на инструментальных сочинениях.
"Немногие современные композиторы осуществили девиз сегодняшнего дня - „К новой музыке!" - таким удачным методом, как Мартину", писал Эрнест Ансерме. В последние годы имя чешского композитора все чаще упоминается в ряду крупнейших мастеров XX века. Пожалуй с Бартоком - национальным художником большого европейского масштаба, у Мартину больше всего точек соприкосновения. Параллели между ними можно видеть во многом, начиная от обращения к фольклорной тематике, претворения колористических достижений импрессионизма и тп. И все-таки это совсем разные музыканты уже по самой национальной природе и темпераменту. Барток, несомненно, был личностью более индивидуальной и масштабной, новаторски дерзновенного, активного плана. В тонком лиризме и славянской мягкости натуры Мартину, ее большей созерцательности заключены качества, отличающие его от Бартока. Контрасты в музыке Мартину не столь резко противопоставлены, не доведены до своего крайнего выражения, но многие признаки, как своего рода типовые формы современного музыкального языка, вошли в арсенал выразительных средств музыки Мартину. Это — динамичность и острота, гармоническая терпкость, остинатные и токкатные приемы изложения и линеарная техника, полигармонические комплексы и резкие темповые сдвиги, активизация ритмики и роль моторного начала. «Мартину нашел средства писать музыку совершенно очевидно новую без того, чтобы идти по уже проторенному пути...,— писал всё тот же Ансерме.— У него невозможно, как у других композиторов, характеризовать его мелодию, которая не представляет собой ничего особенного, ни его гармонию, которая тонально сложна и смела, хотя и идет признанным, апробированным путем, ни его стилистические методы. Только одна вещь напрашивается непосредственно — это экспрессивный характер его произведений, который Мартину согласует с наиболее прочными традициями нашего искусства. И этого он достигает средствами, которые свойственны только ему".
Гаврилова Н. А.
Содержание
Аннотация Глава первая. Облик художника...........................................3 Глава вторая. На родине. Начало пути (1890–1923)........................13 Глава третья. В Париже. Годы поисков, надежд и свершений (1923–1941)..29 Иллюстрации Глава четвертая. В Америке. Зрелость художника (1941–1953)............108 Глава пятая. Возвращение в Европу. На вершине мастерства (1953–1959)....195 Глава шестая. Некоторые проблемы стиля..................................218 Список произведений Мартину.............................................252 Список литературы.......................................................257
Монография. М., 1974г., 272 стр с ил., нот. Cерия "Зарубежная музыка: Мастера XX века" Формат: PDF Размер: 11 Мб